Государственная итоговая аттестация (ГИА) представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, которая проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
Государственная итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ основного общего образования, является обязательной.
Государственная итоговая аттестация проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Обучающиеся, являющиеся в текущем учебном году победителями или призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах и сформированных в порядке, устанавливаемом Министерством просвещения Российской Федерации, освобождаются от прохождения ГИА по учебному предмету, соответствующему профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады.
Лица, осваивающие образовательные программы основного общего образования (ГИА-9) в форме семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (экстерны).
Как участвовать в ГИА-9
К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Выбранные участниками ГИА учебные предметы, форма (формы) ГИА и язык, на котором они планируют сдавать экзамены, а также сроки участия в ГИА указываются ими в заявлениях.
Заявления об участии в ГИА подаются до 1 марта включительно:
обучающимися — в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования;
экстернами — в образовательные организации по выбору экстернов.
Заявления подаются участниками ГИА лично на основании документов, удостоверяющих личность, или их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность, или уполномоченными лицами на основании документов, удостоверяющих личность, и
ГИА в форме ГВЭ
ГИА проводится в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.
Для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам (т.е. по русскому языку и математике).
В соответствии с пунктом 22 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ), обеспечивают проведение ГИА.
Для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов ОИВ организуют проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Для участников ГИА с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), для участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) ОИВ обеспечивают создание следующих условий проведения ГИА:
проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
* беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
* увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа, увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут;
* организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
Для участников ГИА с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников ГИА — детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, и копии рекомендаций ПМПК) ОИВ обеспечивают создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов;
* использование на ГИА необходимых для выполнения заданий технических средств;
* оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
* обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);
* копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов государственной итоговой аттестации в увеличенном размере;
* обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА);
* выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
Расписание проведения ОГЭ и ГВЭ-9 в 2023 году
Дата |
ОГЭ |
ГВЭ-9 |
Основной период |
||
20 и 21мая (пт-сб) |
иностранные языки |
иностранные языки |
24 мая (вт) |
математика |
математика |
27 мая (пт) |
обществознание |
обществознание |
01 июня (ср) |
история |
история |
07 июня (вт) |
биология |
биология |
10 июня (пт) |
литература, физика, информатика,география |
литература, физика, информатика, география |
15 июня (ср) |
русский язык |
русский язык |
30 июня (чт) |
резерв: математика |
резерв: математика |
Дополнительный период |
||
5 сентября (пт) |
математика |
математика |
8 сентября (чт) |
русский язык |
русский язык |
12 сентября (пн) |
история, биология, физика, география |
история, биология, физика, география |
15 сентября (чт) |
обществознание, химия, информатика, литература, ин.язык |
обществознание, химия, информатика, литература, ин. язык |
Результаты
Сроки обработки экзаменационных работ и выдачи результатов ГИА-9
Обработка и проверка экзаменационных работ занимают не более десяти календарных дней.
Утверждение результатов ГИА-9 осуществляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения результатов проверки экзаменационных работ.
После утверждения результаты ГИА-9 в течение одного рабочего дня передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления для ознакомления участников ГИА-9 с утвержденными председателем государственной экзаменационной комиссии результатами ГИА-9.
Ознакомление участников ГИА-9 с утвержденными председателем государственной экзаменационной комиссии результатами ГИА-9 осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в образовательные организации, а также органы местного самоуправления. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ГИА.
Подача апелляции на результаты ГИА
Зарегистрируйтесь на сайте mos.ru, если вы ещё этого не сделали.
Введите в Профиле ваш СНИЛС для верификации аккаунта.
Сохраните в Профиле данные паспорта.
Вам будет предоставлена возможность скачать скан-копии бланков ответов, листа распознавания бланка, который используется для внесения ответов на задания с кратким ответом, аудиофайлы (при наличии).
Подтвердите, что предоставленная работа является вашей.
Если представленные экзаменационные материалы не принадлежат вам, то вы сможете подать заявление о несоответствии бланков. После этого с вами свяжутся и предоставят информацию о дальнейших действиях.
Если же представленные экзаменационные материалы принадлежат вам, то вы сможете подать апелляцию на результаты ГИА.
Отметьте те задания, с оцениванием которых вы не согласны, и обоснуйте свое мнение.
Регистрация апелляции занимает не более 3 часов.
В течение 2 рабочих дней в Личный кабинет будет направлено экспертное заключение. В случае если у вас останутся вопросы после ознакомления с экспертным заключением вы можете принять участие в онлайн-чате. Ссылка для участия в онлайн-чате будет направлена вместе с экспертным заключением. Изучите внимательно инструкцию о том, как проводится онлайн-чат.
Также вам будет направлена ссылка на трансляцию заседания конфликтной комиссии, во время которой будет оглашено решение по итогам рассмотрения апелляции по вашей работе.
В течение 4 рабочих дней в Личный кабинет будет направлено решение Конфликтной комиссии в электронном виде.
Заявление на апелляцию или заявление о несоответствии бланков может быть отозвано пользователем в течение 24 часов после его регистрации. После отзыва заявления и в случае если сроки подачи апелляций еще не истекли, вы сможете подать нужное вам заявление.
Итоговое собеседование
С 2019 года итоговое собеседование является обязательным условием допуска обучающихся к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования допуска.
Участники итогового собеседования
Итоговое собеседование проводится для обучающихся 9 классов, в том числе для:
- лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (экстерны);
- обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся, экстернов – детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам основного общего образования, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку обучающиеся подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны - в образовательную организацию по выбору экстерна. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования по русскому языку.
Участники с ОВЗ
Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК (для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях).
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, Министерство образования и науки Челябинской области организуют проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) Министерство образования и науки Челябинской области обеспечивает создание следующих условий проведения итогового собеседования:
- беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже);
- наличие специальных кресел и других приспособлений;
- увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) создаются специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития.
Организуется присутствие ассистентов, оказывающих участникам итогового собеседования необходимую техническую помощь с учетом состояния здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, использовать необходимые технические средства для выполнения заданий.
Для слабослышащих участников итогового собеседования:
оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика.
Для слепых участников итогового собеседования:
оформление комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.
Для слабовидящих участников итогового собеседования:
- копирование комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в аудитории в присутствии члена комиссии по проведению итогового собеседования в увеличенном размере;
- обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;
- индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).
Для участников с расстройствами аутистического спектра:
привлечение специалистов по коррекционной педагогике, а также людей, с которыми указанный участник знаком, находится в контакте (например, родитель) в качестве экзаменаторов-собеседников. Оценивание работ таких участников проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования): в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание происходит по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника.
Сроки и места регистрации
на участие в итоговом собеседовании по русскому языку в 2021 году
№ п/п |
Категория участников итогового собеседования по русскому языку |
Сроки проведения итогового собеседования по русскому языку |
Сроки регистрации на участие в итоговом собеседовании по русскому языку (не позднее указанной даты) |
Место регистрации на участие в итоговом собеседовании по русскому языку |
1 |
Обучающиеся IX (X) классов по образовательным программам основного общего образования (как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9)) |
09 февраля 2022 года (основной срок) |
27 января 2022 года |
Образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования |
09 марта 2022 года (дополнительный срок) |
24 февраля 2022 года |
|||
16 мая 2022 года (дополнительный срок) |
04 мая 2022 года |
|||
2 |
Лица, осваивающие образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования (как условие допуска к ГИА-9); лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования (как условие допуска к ГИА-9) |
09 февраля 2021 года (основной срок) |
27 января 2022 года |
образовательные организации, в которые указанные лица зачисляются на срок, необходимый для прохождения ГИА-9 |
09 марта 2022 года (дополнительный срок) |
24 февраля 2022 года |
|||
16 мая 2022 года (дополнительный срок) |
04 мая 2022 года |
Места проведения итогового собеседования
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в образовательных организациях и (или) в местах, определенных Министерством образования
Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования
Итоговое собеседования проводится во вторую среду февраля.
Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15 минут.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут.
В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, инструктаж участника собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению заданий КИМ до начала процедуры и др.).
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование обучающиеся, экстерны вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая).
Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году следующие обучающиеся, экстерны:
- получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);
- не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
Задания итогового собеседования
Комплекты текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку доставляются в день проведения итогового собеседования по русскому языку.
Хранение комплекта текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку осуществляется в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц и позволяющих обеспечить его сохранность.
Вскрытие комплекта текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку до начала проведения итогового собеседования по русскому языку не допускается.
Типы заданий:
- выразительное чтение текста вслух;
- пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
- монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
- диалог с экзаменатором-собеседником.
Результаты итогового собеседования
После передачи протокола проверки итогового собеседования в образовательные организации в течение трёх рабочих дней осуществляется ознакомление участников итогового собеседования с полученными ими результатами под подпись в образовательных организациях, в которой участник итогового собеседования подавал заявление на участие в итоговом собеседовании по русскому языку.
Результатом итогового собеседования по русскому языку является «зачет» или «незачет».
Срок действия итогового собеседования как допуск к ГИА – бессрочно.
Утверждено расписание проведения всероссийских проверочных работ в 2022 году
Утверждено расписание проведения всероссийских проверочных работ в 2021 году
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки утвердила расписание проведения всероссийских проверочных работ (ВПР) в 2021 году.
Согласно данному документу, ВПР пройдут для обучающихся 4-8 классов в штатном режиме, для обучающихся 11 классов – по решению школы. Конкретные даты проведения ВПР для каждого класса и предмета школы определят самостоятельно в рамках установленного расписанием периода.
Начнется проведение ВПР в 2021 году с проверочных работ для 11 классов. Они пройдут по истории, биологии, географии, физике, химии и иностранным языкам (английскому, немецкому или французскому) в период с 1 по 26 марта. ВПР по географии школы могут провести для обучающихся 11 или 10 классов в зависимости от своего учебного плана.
С 15 марта по 21 мая пройдут ВПР для 4 классов (по русскому языку, математике и окружающему миру), 5 классов (русский язык, математика, история, биология), 6 и 8 классов (русский язык и математика), 7 классов (русский язык, математика, история, биология, география, обществознание, физика). Эти проверочные работы пройдут для всех классов в параллели. Также в обязательном порядке все обучающиеся 7 классов напишут с 1 апреля по 21 мая ВПР по иностранному языку (английскому, немецкому или французскому).
Обучающиеся 6 и 8 классов с 15 марта по 21 мая напишут ВПР еще по двум предметам на основе случайного выбора. Шестиклассникам могут встретиться ВПР по истории, биологии, географии или обществознанию, восьмиклассникам – по истории, биологии, географии, обществознанию, химии или физике. Информация о распределении предметов по классам в каждой параллели будет направлена школам через их личные кабинеты в Федеральной информационной системе оценки качества образования.
ВПР рекомендуется проводить на 2-4 уроках. Время, отведенное на написание проверочной работы по разным предметам и классам, будет указано в инструкции по их выполнению.
Приказ МО и ПО РО от 20.02.2021 №146 "О проведении ВПР в РО"
Приказ МО и ПО РО от 15.02.2021 №122_График проведения ВПР-2021
Всероссийские проверочные работы
Всероссийские проверочные работы появились несколько лет назад, но уже стали неотъемлемой частью обучения в школе. Как раз именно из-за того, что ввели ВПР не так давно, их до сих пор постоянно дорабатывают и вносят изменения.
Чтобы вы не запутались, мы приготовили для вас текст о ВПР 2021 года. Стоит сказать, что это лишь предварительные данные, а официальная полная информация появится ближе к сентябрю 2020 года.
Зачем нужны ВПР и влияют ли они на оценку?
Всероссийские проверочные работы пишутся в конце года. И ВПР по своей сути лишь контрольная — итоговая по всему пройденному материалу. Задания в ней полностью стандартны.
Так раз это итоговая контрольная, то стоит переживать за конечную оценку? Нет, не стоит, полученная оценка ни на что не влияет. Всероссийские проверочные работы ввели для проверки не учеников, а школ. Сейчас объясним.
Когда ребёнок пишет какие-то простые школьные контрольные работы, он выполняет задания учителей, чтобы они могли дать оценку его знаниям. А ВПР – это задания, придуманные специальным комитетом. Их цель – оценка школы, а не ребёнка, именно поэтому они стандартны и абсолютно не влияют на оценку в четверти и в году.
Да, кстати, связаны эти изменения ещё и с тем, что многие образовательные акты скоро утратят свою силу. Министерство Образования хочет воспользоваться этим, чтобы начать двигаться в сторону реальной оценки знаний и умений.
Новости и слухи об ВПР
• Одним из изменений является невозможность не писать ВПР в 9-11 классах. Если раньше 4-7 классы были обязаны писать всероссийские проверочные работы, а 9-11 только по желанию школы, то в дальнейшем писать будут обязаны все классы с 4 по 11, кроме 8.
• Следующим приятным нововведением стало то, что ВПР теперь не обязаны проводится в один чёткий день, который установило Министерство Образования. Каждой школе вместо чётких дней теперь будут даваться временные промежутки, в которые и нужно будет провести ВПР. Теперь система будет более гибкой и учителя смогут сами выбирать более оптимальное расписание ВПР 2021. И это правило тоже не касается 8 класса (что с ним не так?)
• Ещё одно нововведение заключается в том, что у каждой школы будут свои варианты. Хоть они и равноценны, они не одинаковы. Это позволит избежать утечек заданий в интернет, а значит предотвратить списывания и получить более честные результаты.
• Ещё одно небольшое нововведение. В 2021 году планируется проводить ВПР по иностранному языку при помощи компьютеров
Какие предметы будут на ВПР?
• 4 класс
• В 4 классе детям предстоит написать всего 3 предмета: Русский язык, Математика и Окружающий мир.
• 5 класс
• С повышением класса повысилось и количество предметов. В списке 4 предметов всероссийских проверочных работ для пятиклассников оказались: Русский язык, Математика, Биология и История.
• 6 класс
• Шестиклассникам предстоит писать ВПР по шести предметам: Русский язык, Математика, Биология, История, География и Обществознание.
• 7 класс
• В 7 классе проводится аж 8 проверочных работ: Русский язык, Иностранный язык, Обществознание, История, Биология, География, Математика и Физика.
• 8 класс
• Восьмиклассникам предстоит столкнуться тоже с 8 предметами: Русский язык, Математика, Физика, Химия, Биология, География, история и Обществознание.
• 9 класс
• Так как в 9 классе ВПР введут только со следующего учебного года, пока что информации никакой нет, предполагают, что будут те же предметы, что и в 11 классе.
Заключение
Сначала нужно ещё раз напомнить, что всё написанное выше – это ещё не официальная информация. А теперь можно повторить главные факты о ВПР:
ВПР не влияют на оценку.
Всероссийские проверочные работы нацелены на проверку учителей, а не учеников.
ВПР больше не будут проходить в одну жёстко установленную Министерством Образования дату.
Обязаны писать ВПР будут все классы с 4 по 11. Восьмиклассники будут писать в зависимости от решения школы.
У каждой школы будут свои уникальные задания.